Далеко не всегда следует обижаться, если знакомый интересуется вашими успехами в области "перекатывания шариков". Вполне возможно, что вопрос порождён вовсе не сомнениями в ваших умственных способностях, а желанием предложить вам партию в бильярд.
Нынче бильярдная стала чуть ли не обязательной принадлежностью элитного частного интерьера. А ещё совсем недавно эта игра имела статус полулегальной, была чем-то вроде спортивного андеграунда. Хотя речь в наших заметках пойдёт не о самой игре, возможно, вам будет любопытно узнать, что появилась она, как считают историки, в Китае. Впрочем, не исключено, что родина бильярда-Италия. В Европе игра была известна едва ли не со Средневековья, а в России оказалась благодаря Петру, то есть уже три сотни лет назад. Для разных видов игры существует несколько конструкций столов, и они за эти годы практически не подверглись изменениям.
Интерьер бильярдной - всегда ретро: или под ампир прошлого века, или под монументализм времён репрессий.
Мало того, старинные столы много дороже, чем их современные собратья. В XIX веке бильярдные были не только принадлежностью клубов и спортивных обществ, но и непременной комнатой в особняках дворян - также, как кабинет и библиотека. Особой атмосферой азартной игры, криминала, приглушённого света и табачного дыма бильярд окутывался в чайных и трактирах. Таким и только таким он оставался, если верить отечественному кинематографу, и в советские времена. Но на деле всё выглядело несколько иначе. К бильярду питал слабость Иосиф Сталин, и потому игра не преследовалась, не лишалась статуса спортивной. Ситуация изменилась при Никите Хрущёве, относившемся к катанию шаров без должного почтения. "Оттепель" загнала бильярд "в угол" полулегальности.
Говоря о современной бильярдной, приходится признать, что её обстановка за последние десятилетия фактически не изменилась. То есть интерьер бильярдной - всегда ретро-интерьер, выполненный или под ампир прошлого века, или под монументализм времен репрессий.
Однако если причина этой, прямо скажем, неспешной эволюции объяснима в России, то за рубежом остается загадкой. Возможно, дело, прежде всего, в особенностях игры. Они требуют вполне определенной формы стола, изготовленного из проверенного веками древесного материала, с ограниченным цветовым спектром сукна. Но и это объяснение представляется несколько натянутым. Похоже, дизайнеров до сих пор просто почему-то не привлекают эксперименты в описываемой области. Признаться, это выглядит странным. Ведь столы, письменный, обеденный, журнальный и прочие, претерпели не поддающееся учету количество модификаций. Не забыли дизайнеры и о спортивных снарядах, перечислять которые нет смысла - поистине не осталось таких, которые не изменили бы формы, цвета и материалов почти до неузнаваемости.
Консерватизм стола порождает и консерватизм обстановки бильярдной. Я говорю не об обязательном присутствии полки для шаров, стойки для киев и доски для записи счёта. Речь об антураже: яркий свет преимущественно над столом, тёмная мебель у стен, старинные картины или гравюры в простенках. Конечно, в бильярдных парков культуры и домов отдыха все эти условности давно уступили место демократически упрощённым интерьерам. Частные же бильярдные оказались приютами традиционализма. Именно в них культивируется дух ретро. Коричневое дерево под зеркальным слоем лака, идеальная поверхность зелёного сукна, стены - разных оттенков красного или нейтрально-тёмные, персидские ковры кирпичных тонов. Возможны вариации с ориентальным (китайским) отголоском или мотивами итальянского ренессанса.
В частных бильярдных царствует традиция, здесь культивируется дух респектабельности и азарта.
Что касается возможных новшеств в декоре стола и окружающей его ситуации, то есть по крайней мере три причины ожидать их в ближайшее время. Во-первых, если говорить не об "американке" с одинаково белыми шарами, а о "пуле" и "снукере", то цветовые различия шаров, обязательные для этих видов игры, носят едва ли не авангардный характер. Что уже дает основание для решительных дизайнерских поисков. Во-вторых, современные технологии позволяют использовать для изготовления стола металлы, пластики и ткани, не уступающие по свойствам дереву и сукну. И наконец, в-третьих, наверняка среди заказчиков, склонных к проживанию в авангардных, деконструктивистских и вызывающе-брутальных интерьерах, немало любителей "покатать шары". И вряд ли эти люди станут уж очень долго мириться с классическим столом с резными ножками, возвышающимся среди милых их душе наворотов.
|